Платные дороги в России и мировой опыт
Возможность использования платной дороги в России появилась в 2010 году и регулируется Правилами (утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 №18). Однако у владельцев транспортных средств платный проезд вызывает вопрос — зачем платить тогда транспортный налог, средства которого идут на благоустройство автомобильных дорог.
Мировой опыт платных дорог
Как показывает мировая практика, при доступной и разумной цене всегда найдутся желающие воспользоваться дорогой с возможностью быстрого и комфортного перемещения. В некоторых странах придется раскошелиться за проезд на любой трассе, в других существует всего несколько подобных участков. Также существует опыт взимания платы за въезд в большие города, данная мера — попытка регулирования дорожной ситуации и стимулирование использования общественного транспорта.
Считается, что жить в Европе намного дороже, чем в России. Но, в сравнении со средним уровнем доходов, затраты на плату за проезд в Европе значительно ниже. В большинстве стран Европы с платными дорогами возможно приобретение годового абонемента с правом пользования всей сетью платных дорог в стране, что значительно удобнее и экономичнее. Дороже всего такой абонемент стоит в Венгрии — 150 евро. Самые дорогие дороги в Европе находятся во Франции и Великобритании, где стоимость проезда в среднем составляет 12 центов за километр и 14 центов соответственно. Интересно, что практика платного проезда по дорогам в Великобритании появилась ещё в XVIII столетии. К вопросу о транспортных налогах — деньги, собранные, например, во Франции, отправляются на финансирование экологических программ Франции.
Настоящий рекордсмен по количеству платных дорог является США, где также расположены самые дорогие дороги в мире. Например, отрезок дороги 17 Mile Drive в Калифорнии между Пеббл-Бич и Пасифик-Гроув стоит 9,25 долларов, в переводе за километр — 34 цента. Интересно, что в США транспортный налог включен в цену на топливо и поэтому действует правило, чем больше ездишь — тем больше платишь. Деньги, собранные с водителей США уходят на строительство и ремонт дорог.
Механизм работы платной дороги в России
Проезд транспортного средства по платной автомобильной дороге (участкам дорог) осуществляется на основании договора с владельцем автомобильной дороги (эксплуатирующей организацией — концессионером). Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда (п. 1 ст. 40 Закона). Такими документами являются проездные талоны с разным сроком действия, многоразовые талоны с магнитной полосой, электронные контактные и бесконтактные смарт-карты, дающие право на ограниченное число проездов через пункт взимания платы.
Самым большим недостатком платных дорог в России является стоимость проезда и пробки перед пунктами систем оплаты за проезд. В дальнейшем планируется ввод специальной электронной системы взимания денег за проезд с помощью транспондера. На данный момент платные дороги в нашей стране — это автобаны с отличным покрытием, поэтому такие дороги максимально эффективны и безопасны для водителей.